Автодиагностикой я пока не живу. Это всего лишь хобби. Но тоже хочется поделиться чем-то из своей практики. Вот один случай.Приехала молодая женщина, машина-десятка 8-клапанная.Жалоба – стала часто глохнуть на холостых при остановке, иногда - при переключении передач, иногда просто при выжиме сцепления или при нажатии на тормоз. Была у нескольких специалистов – меняли бензонасос,модуль зажигания, датчик положения дроссельной заслонки, РХХ, искали подсосы,советовали заменить вакуумный усилитель , один даже сказал ей что проблема в упорных полукольцах коленвала и что надо их менять . Женщина она , как я понял, неравнодушная к технике, во всем пытается разобраться сама и когда узнала процедуру замены этих самых полуколец, то вообще пришла в ужас – и так уже потратилась солидно,а проблема не ушла.
Может и не кстати, но скажу здесь о женщинах и технике. Не знаю,может и кто-то еще это замечал,но из своего опыта я могу сказать, что если женщина, далекая от техники, дает совет как решить какую-либо техническую проблему – а они почему-то любят это делать, зачастую даже не представляя саму физику процесса – то я рекомендую если нет больше вариантов попробовать сделать по ее,пусть ваша душа, и техническое образование, и опыт на сто процентов против – увидите,что очень часто почему-то она оказывается права , и все начинает работать даже иногда вопреки законам физики! Такая вот у них интуиция что ли где не надо…
Сначала проверяю при помощи Диско-Экспресс высоковольтую часть. С этим все в норме на сколько позволяет мой опыт.
Сканматиком смотрю параметры. КонтроллерVS5,1 Р83. АЦП ДМРВ – 1,04,хотя расход воздуха и приемистость в норме. На холостых: АЦП ДПДЗ -0,56 – немного прыгает , большая чувствительность ДД - скачки больше 3В, хотя посторонние звуки в двигателе на слух незначительные, иногда при перегазовке на сканере появляется признак детонации. Положение дроссельной заслонки на ХХ иногда 0-2%,также ведет себя и признак ХХ. Холостой ход не очень равномерный, дельта УОЗ наХХ 2-6 град. Включение вентилятора на АЦП датчиков на заглушенном - не влияет.Шевеление проводки к датчикам ничего не дает. Регулировкой СО добиваюсь разбега УОЗ не больше 4 град. и равномерности ХХ при наименьшей длительности впрыска как учили в Инете добрые люди. Работа становится ровной,запах выхлопа-нормальным более-менее.
Из-за недостатка времени переношу свидание на завтра, да и самому надо подумать головой, как говорится.
Для себя уже решаю,что вся проблема в признаке ХХ,а точнее- в ДПДЗ. По пути на работу покупаю датчик. После замены датчика и сброса смотрю АЦП – 0,65, положение также скачет 0 -2%. Снимаю, подпиливаю отверстия смещаю по сканеру в 0, тут же опять начинает прыгать. Вывод- хреновый датчик. Нашли у нее в багажнике старый –родной наверное. Ставлю и все становится нормально.
Добиваюсь снижения сигнала ДД при помощи кожаной прокладки. Отсылаю пробовать.
Через неделю встречаемся – все нормально, проблема ушла, женщина недоумевает,как это так может быть из-за какого-то там копеечного датчика,тем более,что его меняли. Настаивает,чтобы я ей объяснил и что специально завтра из-за этого приедет.
Перед сном начинаю думать немного о ней и о том, как ей объяснить,но ничего путного не приходит на ум кроме примерно такой ереси:
- Вот представьте,что работой двигателя руководит контора, в которой работает несколько мужиков. В маленькой комнатке сидит невысокий, лысеватый, немного ленивый,но очень добросовестный человек. Его зовут РХХ. Возле стены находится штурвал, при помощи которого он регулирует количество воздуха, проходящего в обход дроссельной заслонки. На стене несколько приборов – указатель температуры двигателя,тахометр, спидометр, несколько таблиц и еще кое-что.Его задача- поддерживать холостой ход и не только. Когда зажигание выключено он ложится на старенький пролежанный диван и отдыхает.Когда мы включаем зажигание, он нехотя встает с дивана, смотрит на температуру,на таблицу , крутит свой штурвал до определенного положения и - опять на диван.
За перегородкой в другой комнате находится второй мужик по имени ДПДЗ. Он слегка туповатый, но исполнительный и голосистый. Его задача – вовремя подавать сигнал лысому соседу а также постоянно следить за положением дроссельной заслонки , скоростью ее перемещения и мгновенно передавать эти сведения на компьютер директора конторы.
При включении зажигания он запоминает и записывает себе,чтобы не забыть, начальное показание своего основного прибора и берет его за основу для подачи сигнала лысому в дальнейшем. По этому показанию он знает,что педаль газа отпущена.
Как только мы запустили двигатель,а он это видит по тахометру, он смотрит нажата или отпущена педаль и если отпущена,то - орет изо всех сил –ДА!- чтобы лысый за перегородкой его услышал. Тот вскакивает с дивана и начинает крутить свой штурвал,поддерживая заданные холостые обороты по тахометру.Если возросла нагрузка на двигатель,например мы выжали сцепление или включили отопитель,свет - двигатель снижает обороты из-за нагрузки и РХХ добросовестно их выравнивает.
Когда мы нажимаем на педаль газа, он слышит за перегородкой крик дпдз – НЕТ! и тут же бросает штурвал,прибавив немного на всякий случай, и ложится на диван.
В третьей комнате работает еще один человек. Он высокий, трезвый и очень спортивный,обладающий мгновенной реакцией тип, но при этом совершенно глухой.Зовут его УОЗ. Его задача- руководить углом опережения зажигания. Еще он помогает лысому поддерживать заданные обороты холостого хода,слегка увеличивая или уменьшая угол и также мгновенно рулит углом при изменении оборотов и нагрузки на двигатель в соответствии с таблицами,висящими у него на стене и которые он знает наизусть,хоть разбуди ночью. В его Уставе записано также,что если вспыхнет на стене красная лампа – сигнал с датчика детонации – он немедленно должен уменьшить угол,чтобы лампа погасла. Этот Устав он привык выполнять также четко.
Когда все нормально – работа кипит,все крутится-вертится. Но вот типчная жизненная ситуация – заболел ДПДЗ - попил холодной водички и охрип. И когда нужно кричать –ДА- он только шевелит губами. Лысый конечно его не слышит,лежит себе на диване и смотрит в потолок, УОЗ сначала пытается в одиночку устранить падение оборотов увеличением угла,но ничего не выходит, а дальше получается только вред и все – двигатель заглох. А вот другая ситуация - на время болезни его заменили другим, а этот другой оказался не очень добросовестным или пьяницей. Когда надо кричать ДА- он молчит, а то еще возмет да и пошлет сигнал директору на всю катушку во время запуска при отпущенной педали газа, тот естественно мгновенно отключает форсунки - двигатель молчит.
Вот такие мысли все медленнее приходили ко мне на ум, когда я ,засыпая, тупо смотрел в потолок как тот лысый и вяло шевелил губами, как больной ДПДЗ. На этом, видимо, я и уснул .А назавтра снова закрутилась жизнь с другими заботами, я и забыл про все это.
Та женщина больше не приезжала – видно тоже полно проблем поважнее.Встретил ее случайно через месяц и, увидев улыбку, спросил,как там наш подопытный автомобиль, она ответила,что с тех пор все нормально ну и, конечно, спасибо. Прямо как-будто поцеловала…