На днях искал что-то у себя в гараже и наткнулся случайно на некоторые артефакты из моего прошлого. Вот и решил написать, может быть кому-то будет интересен полёт творческой мысли неравнодушного к технике человека.
Дело было в девяностых. Один знакомый, выбившийся толи в предприниматели, толи в бандиты попросил посмотреть приобретенную им недавно машину, т.к. она что-то стала дергаться и на холостых и в движении.Иномарка тогда у нас была в диковинку и чинить ее никто не брался – может боялись сломать совсем, может – его. Я согласился посмотреть –интерес был превыше всякого страха . Хобби – это почти болезнь.Только для таких же ты нормальный человек, для остальных –чокнутый.
Машина – Вольво не из свежих, не помню уже какая серия, двигатель V-образный 6 цил., система впрыска К-Джетроник, АКПП. Я тогда впервые увидел и мог пощупать этот загадочный инжекторный. Мануал, правда, был у него по этой машине. Вот и начал я с изучения этого мануала – а там коэ-какие картинки затертые по системе впрыска, и скудный текст.
Двигатель запускался нормально, на холостых подтраивал , при движении не то чтобы троил, а как-то подхватывал и опять умирал, выкидывая из выхлопной копоть.
Из диагностических приборов ничего у меня тогда не было кроме контрольной лампочки, тестера , и смутно представляемого принципа действия этой системы впрыска . Еще я был вооружен разрешением на полную свободу действий.
Помню, сначала я решил, что троение на холостых может быть по причине прогоревших клапанов. Масло из выхлопной не летело, масляного дыма также не было. Компрессию померить было не чем. Стал я над этим думать , как на клапана посмотреть и придумал свой первый диагностический прибор – вот эту трубку.
Выкручивал свечу, ставил поршень в НМТ, осторожно опускал в цилиндр светильник из цилиндрической лампочки от освещения салона, рискуя разбить её там и налететь на большие неприятности, но страсть к познаниям была всегда превыше всего. Затем через этот примитивный «скоп» смотрел на клапана. Кстати, очень хорошо видно, если знаешь,что смотришь конечно. Проходишь взглядом по краю тарелки клапана – прогар обнаружить нечего делать. В душе я страшно гордился своим изобретением, но похвастаться было не перед кем - никто ничего не понимал и смотрели как на идиота, как мне казалось. Клапана оказались все целы, зеркало цилиндров в отличном состоянии.
Система зажигания трамблерная . Помню, очень удивил меня трамблер, вернее его крышка. Выводы на ВВ провода там сделаны попарно как-то а сами эти пары – звездой под 120 град. Никак я не мог охватить этого своим хотя и подготовленным технически сознанием. Свечи пробовал хозяин менять, на остальное у меня почему-то не было подозрения, наверное из-за того, что там все солидно как-то было, да и искра была лошадиная.
Дальше я решил проверить работу форсунок. Повытаскивал их из коллектора, сунул каждую в свою пустую бутылку, кинул напрямую 12в на находящийся под днищем и похожий на катушку зажигания проточный бензонасос , засек время 1 мин. Бензина налилось везде по-разному – от 150г. до 20. Одна форсунка вообще молчала. Клиент сказал, что одну-то форсунку он обязательно найдет – это мол не проблема, а комплект стоит очень дорого. На этом все остановилось, но терпения у меня уже не было и я решил разобрать эту форсу. Токарь знакомый был на то время. Думаю, корпус всегда можно выточить и собрать потом. Так я и сделал. Внутри этой бошевской форсунки оказался конусообразный фильтр, пятачок с клапаном, штоком и пружинкой – распылитель и все. Края форсунки были просто завальцованы. Это сейчас легко – взял и глянул устройство в Интернете .А тогда…Я смотрел на этот фильтр через 10-кратную лупу часовщика и не видел ячеек – до того он был тонкий, я даже тогда подумал, что через такой фильтр могут пройти только молекулы бензина. Сделал чертеж корпуса, заказал токарю, он выточил, но деталь так и не потребовалась и тоже где-то валяется у меня до сих пор – не нашел. Клиент привез две фрсунки с разборки. Вобщем форсы теперь были все, но лили они с большим разбросом. Промыть их не было тогда даже мысли, наверное из-за того, что боялся, как бы не разъело эти уникальные фильтры. Стал я тогда думать в другом направлении - как выровнить подачу форсунок. По скудному описанию и по картинке дозатора-распределителя пытался понять его работу. Затем просто взял и разобрал этот паук. Он состоял из двух половинок со шлифованной плоскостью разъема и металлической мембраны между ними. Для регулировки подачи я придумал еще одно приспособление (на снимке рядом с трубой).Токарь изготовил мне 6 шт. Установив их вместо штуцеров на бензошланги, выходящие из паука, регулировать подачу каждой секции я пытался путем легкого надавливания штока моего приспособления на мембрану . Это сработало, долго правда пришлось повозиться, да еще паук после разборки моей стал мокнуть с боков. Пришлось сделать с обеих сторон мембраны прокладки из фольги. Меня тогда окрылял успех, что удалось добиться почти равномерной подачи форсунок, хотя торчащие штоки поего приспособления на пауке не давали закрыть капот. Сколько должно налиться за минуту я приблизительно высчитал тогда, приняв расход на 100 км для этой машины примерно 8л и приняв, что 100 км она проедет за час получил примерно 22г на каждый цилиндр за минуту. В книге этих данных что-то не мог найти, баз никаких не имел. Двигатель заработал лучше, троить перестал, но на оборотах плавание сохранилось. Пока занимался этими экспериментами, заметил, что бензонасос брешет при работе. Это, скорее всего и являлось причиной плавания. Заказал клиенту насос, а он говорит, нельзя ли этот разобрать, может починится. Я стал разбирать, больше из любопытства, как там это бензин проходит через искрящие щетки. Отогнул завальцовку – внутри оказался электромоторчик и центробежный роликовый насосик на его валу. Коллектор мотора протерло щетками почти до оси якоря, не знаю, как он только работал. Сделать было ничего нельзя. Да еще раздражало поведение хозяина – он вообще похоже не хотел тратиться на запчасти. Я возился тогда с этой машиной чисто из профессионального интереса, не заметил как почти половина отпуска прошло ,как не замечал, что на дворе зима и гараж холодный.
Кто-то, увидев мои мучения подсказал, что в одной деревне живет человек, который несколько лет работал в Москве в автосервисе. Я поехал посоветоваться с ним и он, умудренный московским опытом, выслушав мой рассказ, сказал мне одну справедливую мысль – все, что я делал – не надо было мне делать совсем, а только сказать клиенту, какие детали купить и все. И нечего придумывать всякую самодельщину. Если ему машина нужна пусть тратится, что его жалеть. Он был прав на сто процентов, я понимал это, но вот получилось по деревенской неопытности моей, что за интересом победить вставшие передо мной технические загадки я очень сильно увлекся экономией клиентских денег.
Назавтра я заявил хозяину машины, что ничего больше делать не буду пока он не привезет следующие запчасти: дозатор- распределитель или паук по-простому,форсунки и бензонасос. Почти год машина стояла, но потом видел – ездил он на ней.Кстати, надо признать, что труды мои и токаря хозяин оплатил.
Вот до чего может довести склонность к научным изысканиям.Сейчас все это кажется наивным, но куда деваться , что было – то было.