Мотор N63B44 (E71 X6 5.0i V8, 2011 г.в.. Заявленный пробег около 170 тыс, судя по официальной базе - похож на реальный) Две ГБЦ, четыре распредвала, четыре фазовращателя.
Жалоба клиента:
После того как "поотжигаю", загорается ЧЕК. Если плавно "тошнить", можно ездить без ЧЕКа сколь угодно долго.
Посмотрели (слесаря):
Мотор работает достаточно сносно, по плавности хода. Не сказать, чтобы совсем идеал, но и придраться не к чему, особо. Все-таки 8 цилиндров.
Чек загорается по причине вот такой (системная диагностика) :
Дальше - понятно
Когда появляются такие неисправности, первым делом сразу меняются электро-гидравлические клапана фазовращателей, сильно не задумываясь
Поменяли. (Около $100 за штуку, всего на моторе - 4, но ругался DME только на одну головку, поэтому были заменены 2 клапана, только на левой ГБЦ.
Клиент отлистал деньги в кассу (250$ примерно - два клапана, и работа по замене (в Рублях РФ - около 16300р)) и уехал.
На завтра возвращается
Никаких изменений. Через системную диагностику видны прежние коды неисправностей.
Дрочка с перекидыванием клапанов с одной головки на другую, во всех возможных взаимных чередованиях - результата не принесла.
При условиях:
1. Полностью прогретый мотор
2. Нагрузка на двигатель более 85%, в течение не менее 5 секунд
Будет гарантированный - ЧЕК ЕНДЖИН, с этими DTC, по левой ГБЦ.
У слесарей наступил дефицит идей. Мотор достаточно трудоемкий, на предмет гайковертства, и лишний раз гайки крутить никому не хочется, "вхолостую". Подкапотная компоновка очень плотная там.
Тем более, случай довольно редкий, как оказалось.
Пришлось мне "повыделываться" с осциллографом сегодня
(и с датчиком давления в т.ч., ведь интересно собрать самому эталоны сигналов с разных моторов).
Залез в коробку электроники (где стоит DME) и добросовестно собрал все сигналы в кучу, со всех пяти датчиков вращения (один коленвальный, и четыре распредвальных). Причем отключив полностью электро-гидравлические клапана фазовращателей, еще и вручную каждый активировал, прикладывая к массе, чтобы убедиться что все фазовращатели работают как положено, и крутят соответственный распредвал на расчетный геометрический угол.
Зная, что для облегчения работы программистов DME, все сигналы выводятся в единый стройный ряд со всех распредвалов, было видно сразу - распредвалы на левой ГБЦ, стоят раньше чем положено (на 30 коленвальных градусов примерно - т.е. 15 распредвальных
)
Не поленился, вкрутил еще датчик давления, в 1 цилиндр:
И в пятый (это "первый", на левой ГБЦ):
Для понимания сигналов, снизу вверх:
1.(красный) - датчик коленвала. Сплошной фон, потому что Х ось на 4 оборота колена в скринах.
2.(синий) - датчик впускного распредвала 1 головы (правой)
3.(зеленый) - датчик выпускного распредвала 1 головы (правой)
4.(оранжевый) - датчик впускного распредвала 2 головы (левой)
5.(сиреневый) - датчик выпускного распредвала 2 головы (левой)
6.(белый) - датчик давления в цилиндре (без воспламенения)
Я первый раз вижу такое в этом моторе, честно говоря.
Перескочила цепь так, что распредвалы левой ГБЦ, встали РАНЬШЕ на 2 зуба (посчитал уже зубья даже на шестернях, на досуге).
Клиент нормальный и вменяемый. Доверие имеется. Сказал что в мотор никто не лазил никогда. И проблема появилась после жесткого насилия мотора ("Пятаки крутил" с дымом из под колес, осенью
)
По датчику давления даже видно, что в левой ГБЦ выпускной клапан закрывается раньше, чем вышла из цилиндра порция газа, и поршень успевает эту порцию еще немного "поджать" на такте выпуска.
ЗЫ. В моторе этом, для каждой ГБЦ от коленвала - своя цепь. (не общая)
Все подключения и анализ занял примерно - 1,5 часа времени.
ЗЫЫ. Как только мотор будет собран с фазировками по шаблонам - добавлю эталонные осциллограммы в соответствующую ветку.