Диагностика DIS системы зажигания

В DIS системе зажигания искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах.

Высокое напряжение к свечам зажигания подводится от двух противоположных выводов вторичной обмотки одной и той же катушки зажигания, вследствие чего полярность импульсов высокого напряжения на свечах зажигания этих цилиндров противоположна. Вторичная цепь катушки зажигания не имеет гальванической связи с «землей», поэтому, для получения качественной осциллограммы необходимо использовать адаптер зажигания (дифференциальный вход мотор-тестера).

alt
Принципиальная схема DIS системы зажигания (вторичная цепь катушки зажигания не имеет гальванической связи с «землей»)

alt
Конструкция DIS системы зажигания со сдвоенной DIS катушкой и встроенным в нее коммутатором
1. Свечные колпачки
2. Высоковольтные провода
3. Катушка
4. Проводка катушки зажигания

Для диагностики DIS системы зажигания необходимо использовать комплект емкостных высоковольтных датчиков DIS-4 или DIS-6 (DIS-4 для диагностики 4-х цилиндровых двигателей, DIS-6 для диагностики 6-ти или 4-х цилиндровых двигателей).

В связи с различной полярностью импульсов высокого напряжения в DIS системах зажигания, подключать высоковольтные датчики при проведении диагностики необходимо с соблюдением полярности сигнала. Для быстрого определения полярности можно воспользоваться детектором полярности.

Определение полярности

Необходимо нажать кнопку включения детектора, при этом кратковременно загорятся два индикатора (синий и красный), индицируя исправность детектора. Затем поочередно поднести детектор к высоковольтным проводам двигателя, работающего на холостом ходу. При наличии в проводе импульсов высокого напряжения, начинает мигать соответствующий индикатор: красный – положительная полярность, синий – отрицательная. В соответствии цвету свечения к проводу подключается соответственно промаркированные емкостные датчики: DIS-4 или DIS-6 (видеоролик с примером определения полярности)

alt
Положительная полярность искры второго цилиндра
1. Детектор полярности
2. Кнопка включения детектора
3. Индикатор


alt
Отрицательная полярность искры третьего цилиндра


alt
Подключение высоковольтных датчиков к системе зажигания в соответствии с определенной полярностью (приведенное подключение датчиков не стоит брать за образец, оно является лишь одним из возможных вариантов).
1. Положительные датчики (красная маркировка)
2. Отрицательные датчики (синяя маркировка)

Датчики желательно подключать ближе к катушке зажигания. Если из-за неудобного расположения катушки зажигания это сложно выполнить, то все датчики необходимо размещать в одинаковых условиях, либо ближе к свечам зажигания, либо ближе к катушке. Если при диагностике 4-х цилиндровых двигателей использовать комплект емкостных датчиков DIS-6, то незадействованные датчики никуда подключать не нужно. Их желательно вынести за пределы подкапотного пространства для уменьшения уровня наводок.

Синхронизацию необходимо произвести в соответствии с рекомендациями в статье «Настройка синхронизации. Метка первого цилиндра»

Подключение высоковольтных датчиков к мотор-тестеру

Датчики с красной маркировкой необходимо подключить к 7-му, а с синей маркировкой – к 8-му каналу прибора.

alt
Подключение высоковольтных датчиков к мотор-тестеру MT-Pro
1. К датчикам положительной полярности
2. К датчикам отрицательной полярности
3. К датчику синхронизации


Настройка программного обеспечения мотор-тестера.

Дальнейшие настройки приведены для датчиков, поставляемых в комплекте с мотор-тестером MT Pro. Настройки могут незначительно отличаться в зависимости от разновидности системы зажигания и качества высоковольтных проводов.

Все настройки программы уже содержатся в поставляемом с программой рабочим окружением, т.е. вручную ничего настраивать не нужно.

alt
Выбор соответствующего рабочего окружения

После выбора рабочего окружения, программа автоматически переходит в окно анализа вторичного напряжения. Для начала анализа необходимо нажать кнопку «Пуск».

alt
Запуск анализа сигнала вторичного напряжения

При возникновении проблем с анализом, необходимо проверить исправность и правильность подключения ВВ датчиков по исходной осциллограмме. Для этого нужно остановить анализ и перейти на вкладку «Осциллограф».

Для диагностики DIS системы зажигания в мотор-тестере предусмотрен адаптер зажигания, который вычисляет разность сигналов положительных и отрицательных ВВ датчиков. Это позволяет визуально получить осциллограмму, аналогичную классической системе зажигания, т.е. анализировать напряжение на катушке, а не на делителях (см. схему выше):

alt
Осциллограмма вторичного напряжения DIS системы зажигания при включенном адаптере зажигания
1. МПЦ
2. Импульсы высокого напряжения (между МПЦ должно быть расположено количество ВВ импульсов, соответствующих количеству цилиндров в тестируемом автомобиле + учет ложной метки, которая уже / меньше)


Для DIS системы зажигания является допустимым наличие ложной МПЦ, которая уже/меньше.

alt
Осциллограмма вторичного напряжения DIS системы зажигания с ложной МПЦ

Адаптер зажигания представляет собой псевдодифференциальный усилитель. Кнопка управления режимом работы усилителя находится на панели настройки 8-го канала, она позволяет включать один из двух режимов: обычная работа 7-го и 8-го каналов, и дифференциальный режим, а также включать дополнительный аппаратный усилитель х5.

alt
Кнопка включения адаптера зажигания

В зависимости от выбранного режима, кнопка и заголовок вкладки будут изменять внешний вид.
alt alt - адаптер выключен, дополнительный усилитель выключен
alt alt - адаптер включен, дополнительный усилитель выключен
alt alt - адаптер выключен, дополнительный усилитель включен
alt alt - адаптер включен, дополнительный усилитель включен


alt
Схематическое представление работы дифференциального канала (дифференциальный усилитель отключен). При включении дифференциального канала 7-ой канал рекомендуется отключить.

При возникновении проблем с анализом осциллограммы, необходимо проверить соответствие сигнала на выходе датчиков, для этого необходимо отключить адаптер зажигания, включить 7-ой канал и повторить запись осциллограммы вторичного напряжения. В таком режиме на экране будут отображаться как рабочие, так и холостые искры. Следует обратить внимание, что импульсы вторичного напряжения на 7-ом канале должны быть только положительной полярности, а на 8-ом - только отрицательной.

alt
Осциллограмма вторичного напряжения DIS системы зажигания при отключенном адаптере зажигания
1. Рабочие искры
2. Холостые искры
3. Положительная полярность (7 канал)
4. Отрицательная полярность (8 канал)

В случае чередования полярности импульсов зажигания на одном канале, необходимо повторить процедуру определения полярности.

При анализе осциллограммы вторичного напряжения следует учитывать, что в данной системе два цилиндра обслуживаются одной катушкой, а, следовательно, неисправность одного цилиндра будет одновременно проявляться и в парном ему цилиндре.

Автор: Евгений Куришко